ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ CD ДИСКА ИЛИ КТО СКАЗАЛ МИРУ - СИДИ, СЛУШАЙ?


16 марта 2007

История CD- диска сложна и противоречива. Существует множество версий появления на свет компакт-диска. Традиционно изобретение CD-диска приписывается голландцам из Philips. Но молва поговаривает также и о непосредственном участии японцев из Sony в разработке цифрового компакт-диска.

Участие обеих фирм в судьбе CD-дисков подтверждают многие источники. Так, например, по версии Wikipedia, Philips и Sony совместно разработали цифровой компакт-диск в 1980-м, а спустя два года близ Ганновера, началось его массовое производство. Немногим позже к этому процессу подключились Microsoft и Apple. Благодаря им в скором времени появился CD-ROM, который в 1987 году буквально совершил революцию в мире персональных компьютеров. Вот, казалось бы, и вся история появления компакт-диска.

Но на самом деле это всего лишь официальная версия. А ведь существует и другая точка зрения, не менее достойная внимания, чем общепринятая.

В 1931 году в Бремертоне (Bremerton), штат Вашингтон, родился Джеймс Расселл. Своё первое изобретение он совершил уже в шесть лет. Он спроектировал и построил кораблик с дистанционным управлением, в трюме которого каждое утро к маленькому Джеймсу приплывал его завтрак. В 1953 году Расселл закончил колледж в Портленде и стал бакалавром физических наук. В качестве физика-лаборанта он устроился на работу в лабораторию компании General Electric, где задумал и провел ряд экспериментальных проектов. Считается, что именно Джеймс Рассел одним из первых стал пользоваться цветным телевизионным экраном и клавиатурой в качестве человеко-машинного интерфейса. Он же первым спроектировал и построил агрегат для сварки пучком электронов.

В 1965 году базирующийся в штате Огайо институт Battelle Memorial открыл в Ричлэнде Тихоокеанскую северо-западную лабораторию. Практически сразу Расселл стал её старшим научным сотрудником. Успех его экспериментов во многом был обусловлен тем, что, поступая туда на работу, 34-летний Рассел уже знал, в каком направлении будет работать.

Дело в том, что Рассел был страстным любителем классической музыки. И его, конечно же, как и многих других меломанов того времени, расстраивало быстро ухудшающееся качество записей на виниловых пластинках. Чего только не предпринимал изобретатель, чтобы усовершенствовать качество звука! Однажды он даже пытался использовать в качестве звукоснимателя иголки кактуса!

Однажды летним субботним утром, Расселл попытался хотя бы «набросать» схему лучшей, по его мнению, цифровой системы записи и воспроизведения звука. В итоге этот набросок превратился в поистине революционную идею. Сам того не ожидая, Джеймс Рассел придумал устройство, в котором отсутствовал физический контакт между компонентами, составляющими процесс воспроизведения записи. На тот момент Рассел уже был знаком с цифровой записью данных на перфокартах и магнитной ленте. Но благодаря этому своему эксперименту, он понял, что лучший способ добиться своего – использовать свет. 0 и 1, темнота и свет - раздумывал физик - если двоичный код достаточно хорошо уплотнить, в нём можно хранить не просто мелодии, а целые энциклопедии.

В институте учёному, хотя и не сразу, но всё же пошли навстречу и разрешили работать над его персональным проектом по переводу аналогового сигнала в цифру. И через пару лет Расселл изобрёл первую оптико-цифровую систему записи и воспроизведения, которую запатентовал в 1970 году. Это и стало первым в мире цифровым компакт-диском.

В 1970-е изобретатель продолжал совершенствовать своё детище, пытаясь приспособить его к любой форме данных. Как и многие разработки, опережающие своё время, CD поначалу не слишком интересовал инвесторов. Но в 1971 году рисковый бизнесмен Эли Джекобс основал корпорацию Optical Recording и пригласил Расселла в команду, которая должна была создать видеодиск. Идея была такова: распространять телевизионные программы на небольших пластмассовых носителях, рассылая их по почте, чтобы люди могли в любой момент посмотреть любимую передачу. По большому счету, речь тогда шла о том, что сейчас называется видеомагнитофонами и кассетами для них.

В 1974 году на выставке в Чикаго компания представила оптико-цифровую телевизионную машину, предназначенную для записи и воспроизведения. Это было первое устройство, которое переводило цветное изображение в цифру. Но мир информационных технологий эта машина, как ни странно, не перевернула. Да и инвесторы остались, большей частью, к ней равнодушны. Через год, летом 1975-го, в лабораторию Расселла наведались представители Philips. Изучив машину Рассела, они сказали, что "это очень хорошо для хранения данных, но вы не можете приспособить это для видео или аудио", - вспоминал потом с улыбкой Расселл.

Нужно сказать, что за несколько лет до посещения лаборатории, голландская компания выпустила свой лазерный диск для аналогового оптического видеоплеера. В Нидерландцы видели за аналогом будущее, он казался им единственным возможным вариантом. "Philips тогда вложила $60 миллионов в разработку лазерного диска, никто не сказал им, что они совершают ошибку", - рассказывал Расселл. Но самое смешное, что спустя всего два месяца после экскурсии по лаборатории Джеймса, Philips представили свой компакт-диск… Почти как две капли воды похожий на изобретение Рассела. В конечном счёте, не только Philips, но и Sony, и другие компании вплотную занялись продвижением технологии Расселла, ни разу не упомянув при этом его имени. Сам Расселл, впрочем, не монополизировал свои права на технологию: "Трудно сказать, сделали ли эти люди всё сами, независимо от меня. Ведь в том, что у двух или более человек, находящихся в разных местах, может родиться одна и та же идея, ничего необычного нет. Вполне возможно, мы работали параллельно. Но позже они заплатили за это".

Действительно, Sony и Philips пришлось выплатить лицензионные платежи от продаж проигрывателя компакт-дисков. Деньги получили институт Battelle Memorial и Джекобс со своей корпорацией Optical Recording. В 1992 году Time Warner и другие производители дисков подали на Optical Recording в суд, заплатив, в конечном счёте, $30 миллионов за нарушение патентов, так как суд постановил, что эксклюзивные права на технологию CD принадлежат корпорации Джекобса. Сам же Расселл из этих денег не получил ни цента…

Но и это не остановило изобретателя. Он продолжал работать над оптическими системами хранения данных и со временем изобрёл оптическую память произвольного доступа (Optical random-access memory - ORAM), что стало достойным конкурентом обычным накопителям на жёстких дисках. В этой системе нет вращающегося диска и вообще - ни одной движущейся части. Данные считываются светом. В 1991 году Расселл вместе с партнёром Полом Наем создал компанию Ioptics - специально для ORAM. Но даже несмотря на многомиллионные инвестиции от Microsoft, дело не выгорело, система оказалась невостребованной. Чем сейчас занимается изобретатель, "породивший" за свою жизнь более 50 патентов, сказать сложно. Последние упоминания о нём в прессе датированы 2000 годом, когда 53-летний Расселл был удостоен премии Vollum Award за выдающийся вклад в развитие науки и техники.